?

Log in

 
 
01 Октябрь 2010 @ 13:41
окололитературный пост о пяти конях.  
Пять коней.
Давным-давно, в начале сентября или даже раньше, совершенно случайно у нас с miletisent состоялся мимолетный разговор об одном стихотворении Гумилева.
Называется оно «Баллада», известно, наверное, всем(«Пять коней подарил мне мой друг Люцифер и одно золотое с рубином кольцо…»), и в отношении него меня по жизни терзает эпическая загадка: в конце Люцифер дарит ЛГ коня по имени Отчаянье, а как могли бы звать других пятерых коней, которые ведь тоже, несомненно, что-то символизируют?
Изначально мне привиделись три коня с именами Власть, Сила и Гордость. Теперь думаю, что, возможно, кого-то из них надо совместить в одного коня…
В комментах к посту самой Снежки:
http://miletisent.livejournal.com/51072.html?view=720768#t720768
были интересные предположения, среди которых я отмечу коня «Познание».

Собственно, стихотворение:
Баллада
Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.

Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном,
И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом.

Много звездных ночей, много огненных дней
Я скитался, не зная скитанью конца,
Я смеялся порывам могучих коней
И игре моего золотого кольца.

Там, на высях сознанья — безумье и снег,
Но коней я ударил свистящим бичем,
Я на выси сознанья направил их бег
И увидел там деву с печальным лицом.

В тихом голосе слышались звоны струны,
В странном взоре сливался с ответом вопрос,
И я отдал кольцо этой деве луны
За неверный оттенок разбросанных кос.

И, смеясь надо мной, презирая меня,
Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
Люцифер подарил мне шестого коня —
И Отчаянье было названье ему.

Меня еще беспокоит вопрос, почему коней было именно пять, а не один, три или семь? Или четыре/два? Но тут можно порассуждать так: нечетные числа символизируют движение, свет, емнип, мужское начало, а, значит, активность, жизнь. Четные им противопоставлены, стабильны и статичны. Четные числа называются солнечными, нечетные –лунными («И я отдал кольцо этой деве луны…»)Так что четыре и два коня мы отметаем. Семь коней как 7 смертных грехов слишком христианизированы, что ли, а подтекст Баллады не особенно религиозен, поэтому семь не годится. Один конь? Три коня? Надо искать отсылку к значимым для Гумилева символам. Может быть, кто-то сможет подсказать что-нибудь?
Я нашла в гугле малознакомую мне теорию нумерологии(вспомним Хогвартс:))), на которую опираться весьма сомнительно, но интересно.
Вот можно почитать:
http://www.new-numerology.ru/books/kl_9.htm
И теория эта мне сказала, что число 5 символизирует грехопадение(грех+падение) человека. Ну а сама баллада напоминает миф о Фаэтоне, миф об Икаре(Снежка вспомнила, а я так и подзабыла), историю о Вавилонской Башне, - легенды, объединенные мотивом возвеличивания с помощью дара, гордыни и низвержения гордеца. Грех+падение = гордыня+низвержение. М? Этот мотив в стихотворении есть. Что еще интересного есть в той же статье? 5=3+2(динамика+статика, земное+небесное и т.д.) – то есть символ объединения, а так же 4+1 – символ 4-х сторон света, объединенных Духом(это я вам статью кратко пересказываю на всякий случай:)), так же символ посвященного, особенного, Избранного, что снова нас возвращает к Фаэтону и библейскому народу, строившему Башню. В общем, это число обозначает нечто цельное, гармоничное, гомеостаз.
5 чувств есть у человека, 5 начал (основных элементов) есть в алхимии… Хорошее число 5:) а объяснение пока размытое. Но остановимся на том, что, как принадлежащее свету(к тому же, Люцифер=светоносец) и движению, оно нам подходит.
А вот с именами коней я опять попадаю в тупик. Есть три сильных образа, символа, которые я вижу в стихотворении:
1. Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.

- Познание/ Знание/Посвящение/ Приобщение к тайне.
2. Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном

- Сила/Способность/Возможность/могущество
3. И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом
-
- Власть/Осознание власти/Гордость
И которые соотносятся с посвящением ЛГ к тайнам Люцифера, хоть его подарок и был испытанием на силу воли, что ли, и обернулся насмешкой над слабостью человеческой. Может быть, и дева Луны была послана ему в искушение, чтобы проверить, что дороже для ЛГ – бремя тайного знания или земная радость чувства?
Снежка предлагает одного из коней назвать Вдохновением(соглашусь - Воодушевление, Увлечение…Продолжить можно и нужно). Чисто эмоционально оно тоже обязательно для посвященного тайне, потому что он в некотором роде Творец. Возможности же даются не просто так, на растрату, а с какой-то целью. Цель, по идее, конструктивна, для приумножения, поддержания порядка и т.д. Встречала я в комментариях к вышеуказанному посту и вариант с Волей. Именно волю и целенаправленность испытывает «друг Люцифер». Но подарил ли он ее ЛГ – это еще вопрос. Избранный должен быть поставлен над другими, оттого – бесстрастен и объективен. Но дарил ли даритель герою такого коня? Ведь именно с бесстрастностью вышла промашка, слишком впечатлителен оказался ЛГ, готовый отдать все, что имел, за то, чего не получил.
Итого пятый конь остается без имени:(
Знание, Сила(способность), Власть(управление способностью),Вдохновение(желание применить способность). Все-таки просится Воля, как скрепляющее все это. Но я в сомнениях.

Традиционный вопрос для тех, кому интересно: ваши версии и дополнения?:)
 
 
На душе: optimisticoptimistic
 
 
 
Lariel Istime: drinkin beerlariel_istime on Октябрь, 1, 2010 10:59 (UTC)
"Там, на высях сознанья — безумье и снег"

Сто-то мне подсказывает, что одного из них звали Безумием... А почему - не знаю.
Леся Т.(Чендэ): диоchandae on Октябрь, 1, 2010 11:23 (UTC)
здравствуйте:)
любопытная версия. правда, что этот подарок значил для ЛГ? Он какую-то негативную вроде окраску несет.
тут можно поразмыслить над тем, что то, чем владел ЛГ, подразумевает определенную долю безумия...впрочем, вершины власти или мастерства в некотором роде лишают разума.
FridaManiafridamania_viss on Октябрь, 1, 2010 11:33 (UTC)
Замечательная теория)
Но я бы, наверное, не стала так углубляться в суть и остановилась бы на первой пришедшей в голову ассоциации - пять чувств.

Хотя... не стоит так быстро "сбрасывать со счетов" Люцифера, который в разных религиях вчстречается и в качестве святого, и в качестве дьявола. Принимая во внимание остальное творчество Гумилева и последнее четверостишие, можно сделать вывод, что речь идет о дьяволе, который почитает власть, силу, знание, богатство, свободу... но не понимает и не принимает любви, за которую и "распахнул мне ворота во тьму", "смеясь и презирая".


Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 11:36 (UTC)
о, Богатство!
Вика, ты умница. Я забыла об этой составляющей. А над ней тоже можно подумать.

Я Люцифера со счетов не сбрасываю. Он тут как раз-таки искуситель, прикинувшийся светоносцем. Совмещает в себе, пожалуй, все представления о нем, все ассоциации.
FridaManiafridamania_viss on Октябрь, 1, 2010 11:41 (UTC)
Да, пожалуй...
Меня так увлекли эти кони, что, наверное, приснятся)
Леся Т.(Чендэ): Котchandae on Октябрь, 1, 2010 11:47 (UTC)
я весь день об этих конях думаю:)))
ex_miletise on Октябрь, 1, 2010 17:38 (UTC)
но не понимает и не принимает любви, за которую и "распахнул мне ворота во тьму", "смеясь и презирая"
Остальное тоже здорово подмечено — но это самое-самое.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 17:56 (UTC)
мне тоже ее интерпретация понравилась:)
Коломбина: Dangeon Masterkolom_bina on Октябрь, 1, 2010 11:51 (UTC)
Из считанных конец от Люцифера я знаю только четвёрку Апокалипсиса.
Отчаяние больше к ним подходит.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 11:56 (UTC)
но пятого-то тоже надо вписать:))
Глад, Хлад, Мор и Чума, как-то так? Мне кажется, в контекст стихотворения не вписывается, хотя их Люцифер мог бы подарить...человечеству:)))
Коломбина: Dangeon Masterkolom_bina on Октябрь, 1, 2010 12:00 (UTC)
Почему же человечеству... скорее конкретному всаднику.
Леся Т.(Чендэ): мост над туманным заливом(с)chandae on Октябрь, 1, 2010 12:29 (UTC)
так. где-то у нас с вами несостыковка...
в стихотворении, разумеется, дар от Люцифера конкретному всаднику.
просто кони апокалипсиса символизируют что-то такое глобальное, что я бы на месте Люцифера подарила бы сразу всем, не мелочилась бы:)
или вы имеете ввиду, что ЛГ получил управление голодом, холодом, болезнью и смертью, то есть мог бы теперь их направлять, куда захотел, сам стал их руководителем или чем-то вроде?
Коломбинаkolom_bina on Октябрь, 1, 2010 12:59 (UTC)
" ЛГ получил управление голодом, холодом, болезнью и смертью, то есть мог бы теперь их направлять, куда захотел, сам стал их руководителем или чем-то вроде?"

Конечно. И общался лично с Люцифером. :))
Forion: Ostrichforion on Октябрь, 1, 2010 13:09 (UTC)
Так кони Апокалипсиса к Люциферу отношения не имеют вообще, помимо общей жутковатости. :)
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 14:37 (UTC)
да, вроде не имеют.

апокалипсис-смерть-ад-Люцифер, крутится все вместе в голове;)))не мудрено смешаться
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 11:58 (UTC)
а еще заметьте, как символично Кольцо:)))
Forion: Rainforion on Октябрь, 1, 2010 13:06 (UTC)
И мне кажется, что речь о пяти чувствах. То есть, он ему даёт какие-то особо обострённые чувства, какое-то особенное познание мира — или же (что более вероятно) иллюзию этого. А кольцо — знак свободы и/или власти над миром и своей жизнью. В итоге кони-чувства-иллюзии доводят ЛГ до безумия, он добровольно лишается свободы/власти и остаётся ни с чем.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 16:03 (UTC)
м...ну я даже не знаю, какая версия мне нравится больше: дать "подержать" что-то реальное, чтобы проникнуться мыслью обладания и обострить потом чувство потери, или дать вместо этого еще и иллюзию - обман в обмане.
интересный вариант:)

В итоге кони-чувства-иллюзии доводят ЛГ до безумия, он добровольно лишается свободы/власти и остаётся ни с чем.
я бы сказала, что сначала отказывается от свободы, а потом доходит до безумия, оставшись ни с чем, просто предчувствует это еще не успев отказаться.
Forion: Shadowforion on Октябрь, 1, 2010 20:16 (UTC)
Ну Люцифер ведь «лжец и отец лжи», обман в обмане для него — самое то…
Подумалось, что ещё калугинская «Дорога Ворона» похожее искушение описывает. Только там хэппи-энд. :)
sanctumofficiumsanctumofficium on Октябрь, 1, 2010 13:07 (UTC)
Ааааааааааааааа! Блин. Леся. Я вчера это стихотворение в исполнении знакомой девочки песней скачала! Вчера.
И два дня думаю о этих лошадях. Сначала думала, что это аллюзия на четырёх скандинавских коней, и сегодня думала поискать что имел ввиду Гумилёв - спасибо за ссылку на размышления)
sanctumofficiumsanctumofficium on Октябрь, 1, 2010 13:26 (UTC)
Судя по поиску - символом Люцифера были Гордость, Свобода, Познание, Доброжелательность, Благородство (Возвышение)- возможно эта твоя версия действительно самая близкая. При чем мне почему-то очень понятна идея, когда первые пять коней "позитивные", шестой - отчаяние.

А еще из того что я знаю точно - кольцо с рубином - это символ власти. Чистой, абсолютной и очень специфичной. Если у человека чистая душа - ему можно носить такое кольцо - оно поможет править, если же тёмные помыслы, то правитель с таким кольцом станет чудовищем. Вобщем, рубин - ооооочень сильный символ. Поэтому врядли среди лошадей был конь Власть - тогда не нужно было бы кольцо.
Как-то так.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 14:13 (UTC)
я про рубин не помню ничего:)))
сколько всего интересного выясняется!
а кольцо как символ власти - символично;)

sanctumofficiumsanctumofficium on Октябрь, 1, 2010 20:39 (UTC)
символом власти являлось именно кольцо с рубином. Вернее, как я говорила вроде уже, не просто управления кем-то, а признанной другими добровольно, с божественной (в данном случае Люциферовской)природой, харизматичной. Кольцо с рубином появлялось только у тех, перед кем хотелось склониться.
Возможно Гумилёв, когда писал стихотворение ощущал себя способным что-то изменить в этом мире. Вернее когда задумывал, потому что когда писал ему уже подарили коня-Отчаяние.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 21:23 (UTC)
может, тогда он описывал чувство потери того чувства, что он может что-то изменить в этом мире? как бы еще сформулировать не так запутанно

Утэна вспоминается и кольцо кка символ революционеров, борющихся за Силу-Способную-Изменить-Мир:)))
sanctumofficiumsanctumofficium on Октябрь, 1, 2010 23:00 (UTC)
Во-во!
Я думаю, что в тот момент это очень характерная ситуация для творцов - поэтов боготворят, появляется ощущение свободы, власти над умами и реальностью, Дара, а потом наступает состыковка с реальностью и отчаянье. Правда у меня на это описание ассоциация - Бродский, но все-таки.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 14:45 (UTC)
мы с тобой в последнее время вообще синхронны:)
ex_miletise on Октябрь, 1, 2010 17:36 (UTC)
…символ посвященного, особенного, Избранного, что снова нас возвращает к Фаэтону и библейскому народу, строившему Башню.
Ой-ёй. В тех же «Романтических цветах»:

Созидающий башню сорвётся,
Будет страшен стремительный лёт…


Мне нравится твоя версия про коней, и про объяснение пятёрки тоже. :)) А я сама запуталась слишком в версиях. К тому же тот листок из сна до сих пор перед глазами стоит. О_о
Леся Т.(Чендэ): диоchandae on Октябрь, 1, 2010 18:15 (UTC)
Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.

Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.


у меня эти два катрена вызывают стойкую ассоциацию с одним из Старших Арканов Таро, я когда-то увлекалась, довольно поверхностно, но в памяти что-то осталось. аркан называется Башня, изображается она обычно расколотой молнией, и с нее летят двое - облаченный властью король и просто нищий. или никто не летит. символизирует она необратимые перемены. что-то вроде отчаянья неизбежности при плохом раскладе.
кстати, глава еще в ГП-6 была "Башня, пораженная молнией". Мне всегда казалось, что она очень символично названа.

я так толком объяснение пятерке не нашла. видимо, все-таки пять чувств, а то я совсем в символизм ударилась. хотя, у Гумилева могут быть довольно сложные аллюзии.
Мне еще версия Фориона приглянулась, а которой Люцифер искушает ЛГ иллюзией обладания могуществом, тут в комментах выше есть. но это-то понятно - меня всегда привлекала идея иллюзорности:) и сами иллюзионисты.
Forion: Carrotforion on Октябрь, 1, 2010 20:26 (UTC)
В ГП в той главе присутствовала и карта, и башня как таковая, так что символика совсем прозрачная (как и всякое настоящее пророчество в ГП). :) А у Гумилёва тут скорее Лк20:17-18 проглядывает…
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 21:25 (UTC)
погуглю цитату, так не помню:)
карта у Трелони была? что-то я запамятовала.
m0z9m0z9 on Октябрь, 1, 2010 21:03 (UTC)
Выглядит так, как-будто это кольцо даровало какую-то защиту в контракте с Люцифером.

А точно ли это про любовь? Он направил коней "на вершины сознанья", и там был чем-то очарован так, что потерял внутреннюю цельность и сам "снял свою защиту". Вот над этьим Люцифер и смеялся - предугадывая, видимо.
m0z9m0z9 on Октябрь, 1, 2010 21:08 (UTC)
А шесть коней мчат быстрее, чем пять. Отчаянье как стимул? Или этот конь скачет только по дороге во мрак?
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 21:33 (UTC)
мне всегда казалось, что последний конь был подарен "вместо". пять испарились и на их месте возник шестой. и он был уже неуправляем.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 1, 2010 21:28 (UTC)
все неточно:)
но мне нравится думать, что это про любовь.
несмотря на то, что это еще очевидно про искушение и выбор между условно "небесным" и "земным", "высшим" и "низшим". про систему ценностей в некотором роде:)
bezd on Октябрь, 3, 2010 19:43 (UTC)
Я вот из текста этого не вижу, так как все остальные, но почему-то гложет меня ощущение, что одним из имен должна была быть Надежда. Или это не конь, а лошадь :)
Леся Т.(Чендэ): Котchandae on Октябрь, 3, 2010 20:10 (UTC)
это было бы прекрасно, но я, увы, не верю в такую щедрость от Люцифера.
хотя.... дать надежду и отнять - в духе и этой истории и этого образа!
кстати, скачала "Цвет перламутра" и все никак не сяду его посмотреть. увидела вас и вспомнила:)
bezd on Октябрь, 3, 2010 20:33 (UTC)
О, вот и польза от меня. Кстати, думаю, правильное название должно быть Перламутровая краска. Жду фидбека! :))))
vadjara on Октябрь, 9, 2010 20:16 (UTC)
Таки намёк на 5 чувств. Про генезис шестого чувства есть у автора одноименное стихотворение из школьной программы. Думается, что здесь разрабатывается та же тема, но более широкими, что-ли, мазками.

Но чувства как таковые, разумеется, это некоторый малоинтересный физиологизм. Перечислять их скучно. Подразумевается изначальная данность, потенциал. Но существенно, что эта данность немонолика. Если говорить схематично, человеку естественно поклоняться нескольким богам. Это такой подарок Люцифера. А имена коней у каждого свои.
Леся Т.(Чендэ)chandae on Октябрь, 10, 2010 20:47 (UTC)
тоже весьма любопытно и подытоживающе.
А имена коней у каждого свои.
убедилась по итогам беседы в разных ветках:)